«Времена года» — Чайковский
23.06.2017Интернациональный Союз писателей и «Творческая лаборатория Международной литературной конференции «Роскон» представляют роман Марины Линник
26.06.2017Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени. Мы перенесемся на несколько эпох назад. Наш сегодняшний концерт мы назвали «Эпоха в танцах». Если я вас спрошу – любите ли вы танцевать? Уверена, вы усмехнетесь и ответите, что кто же не любит танцевать? Ну что ж, раз танец любят все – поговорим немного о танце и танцевальной музыке. Что же такое ТАНЕЦ и танцевальная музыка? Согласно общим сведениям, которые можно встретить в словарях, танец – это ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением, а танцевальная музыка – это музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Особенностью этой музыки является четко выраженный характерный ритм и определенный для каждого танца темп. Замечательный композитор и педагог Дм.Кабалевский с своей книге «Про трех китов» считает танец одним из «трех китов», на которых держится музыка. Танец или точнее танцевальная музыка, как и песня, прочно вошел в жизнь человека и трудно сказать, что древнее: танец или песня.
Можно с уверенность сказать, что танец является древнейшим из искусств, ибо он отражает потребность человека, восходящую к самым ранним временам, передавать другим людям посредством движениями тела свои радость или скорбь. В первобытном обществе именно танцем человек отмечал самые важные события его жизни: будь то рождение, смерть, мольбы, обращенные к богам. Отправляясь на войну, воины исполняли ритуальные танцы. Танцевали и чтобы вылечить больного. Линии движения танцующих, их жесты и позы имели таинственное, священное значение. Это были не те традиционные движения, известные нам сейчас, а танцевальные «па», происходившие от основных форм движений человека: ходьбы, бега, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Позднее, когда танец стал восприниматься не как магические ритуалы религиозного культа, а приятное времяпровождение, подобные движения постепенно превратились в па традиционных танцев, повторявшиеся всеми участниками танца.
Первые танцы описывали форму круга – древнейшую совершенную форму, символизирующую и солнечное божество, и круговорот природы и смену поколений. Такие хороводные танцы известны со времён античности. Танцоры брались за руки, образуя цепь или круг. Так родился «хоровод» — самый древний простейший вид массового народного танца. Хоровод мы найдем в танцевальной культуре почти всех народов. Его черты можно увидеть в народных танцах разных стран:
- Во французской «фарандоле»;
- В немецком «денгетанце»;
- В английском «тренчморе»;
- В русском хороводе «танок».
В Средние времена, несмотря на запрет смеяться, веселиться и вообще праздно проводить время, народные праздники никогда не обходились без танцев. Танцевали в городах и деревнях, на свадьбах и ярмарках, во время жатвы и сбора винограда. В тоже время в противоположность народным круговым хороводам, желая отелиться от низкого сословия, в среде родовитых феодалов, рыцарей и придворной знати предпочтение отдавалось «благородным танцам». При этом участники образовывали длинную колонну их пар, и чем выше была степень знатности, тем ближе пара находилась к началу колонны. Свобода и непринуждённое веселье народных плясок исчезали в танцах знать. Вместо них появились чопорные торжественные движения шествующих. Эти танцы не случайно назывались прогулочными, поскольку пары не столько танцевали, сколько демонстрировали себя.
Эпоха Возрождения была благодатным временем для расцвета искусства танца. Так же как в средневековье, народные танцы, попадая в дворцовые залы, приобретали подчёркнутую сдержанность, величавость, замедленность. Во многом это объяснялось сложным покроем тяжёлых нарядов знати, так как в них можно было делать только изысканные медленные реверансы, а не прыгать. Первые сохранившиеся записи танцевальной музыки пришли к нам из позднего Средневековья. В эпоху Возрождения рукописные сборники популярных танцевальных мелодий исполнялись на различных инструментах: лютне, органе, шалмсе. Нередко эти мелодии играли небольшие инструментальные ансамбли.
В XVI в. итальянские и французские танцмейстеры, создавая технику танца, обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры танцующих. От исполнителя требовалась важная осанка, медленная размеренная поступь, чопорные и детально разработанные взаимные приветствия — поклоны и реверансы. Соблюдение всех этих правил не только в танце, но и в быту, считалось признаком благородного происхождения и высокого общественного положения. На балах танцевали медленные танцы – шествия. Они носили торжественный характер. Собравшиеся на пир в своих лучших нарядах проходили перед хозяином дома, как бы демонстрируя себя и свой костюм. Мужчины носили обтягивающее трико, короткие в виде буф штаны, короткий камзол, шляпу с полями или берет. Дамы же очень пышные платья из тяжелой материи с длинным шлейфом. Общий стиль костюма был пышный тяжелый. По правилу этикета прыжки и подскоки, характерные для народных танцев, запрещались, да и невозможно было их сделать в костюме того времени.
В 1-й половине XVII века во Франции, главным образом в Париже, с удовольствием танцуют павану, гяльярду и др. Кроме того, входят в моду и затем становятся известными по всей Европе французские разновидности некоторых итальянских танцев (например, куранта, вольта). Многие простонародные танцы, ранее считавшиеся непристойными или чрезвычайно грубыми, получают распространение и в высшем свете. К ним можно отнести, например, сарабанду, чакону. Однако движения народных танцев кардинально преображаются в соответствии со вкусами знати. В это же время из французских провинций в Париж проникают различные народные бранли, которые и становятся источником новых придворных танцев. Названия этих танцев хорошо известны современным любителям танцев. К ним относят такие танцы, как менуэт, бурре, гавот.
Тем не менее, уже к концу XVII века многие массовые танцы, распространенные ранее (павана, гальярда, вольта и др.), постепенно забываются. На их место приходят популярные в ту эпоху аллеманда, бурре, жига, куранта, менуэт, паспье, ригодон, сарабанда и др. В большинстве из них постепенно происходит отказ от демократического принципа хороводного движения по кругу. Теперь пары танцующих образуют колонну, где места танцующихся строго регламентированы в зависимости от сословно-иерархических взаимоотношений участников.
В начале XVIII века в моде парные танцы: бурре, паспье, ригодон, гавот и менуэт, движения и музыка которых отличаются стремлением к строгой красоте форм, ясности, элегантности и изысканности выражения. Но к середине столетия, несмотря на присущую придворным балам роскошь и пышность, а так же сложность этикета, приходят танцевальные формы, которые более близки и доступны широким общественным кругам. Парные танцы уступают место массовым, в первую очередь полонезу и контрдансу.
В XVIII веке необычайно распространены были сюиты из пьес-танцев, которые использовались либо для сопровождения на танцевальных вечерах, либо просто для слушания. Принцип сюиты был воспринят в начале 18 века композиторами эпохи барокко, начинавшими создавать собственный фортепианный репертуар. У авторов, тяготеющих к масштабным сонатно-симфоническим циклам, пьесы в танцевальных жанрах отодвигаются на периферию творчества. Но тем не менее, остаются романтики, часто возвращающиеся к непосредственности бытовых танцев (например, лендлеры и вальсы Шуберта, мазурки и вальсы Шопена).
Музыканты 20 века, воздавая танцевальные пьесы, в основном обращаются к танцам, уже давно вышедшим из бытового обихода, лишь изредка воплощая средствами своего искусства, вновь появившиеся танцевальные формы.
Танцы являются неотъемлемой частью нашей жизни. С испокон веков они являются развитой формой досуга различных слоев общества. Знакомство с танцами разных времен даёт возможность узнать национальный колорит, вкусы людей, как менялась мода, эстетические нормы той эпохи, когда они создавались. При этом танцы непременно происходили под музыку, которая усиливала выразительность движений и жестов танцующих.
Важнейшей особенностью танцевальной музыки является ее ясная ритмическая определенность, благодаря чему можно легко распознать танцевальную и нетанцевальную музыку, а так же легко отличить вальс от польки, мазурку от тарантеллы и т.д. Изучая в музыкальных школах подобную музыку, учащиеся разных классов с большим удовольствием исполняют старинные танцы. На этих примерах они знакомятся со старинной музыкой, жанром полифонии, знакомятся с культурой того или иного времени, особенностями каждого танца. Все это знакомство происходит на фоне истории различных эпох.
А теперь настала время познакомиться с некоторыми танцами поближе.