Марина ЛИННИК: НЕ ВСЁ В ЖИЗНИ ИЗМЕРЯЕТСЯ ДЕНЬГАМИ! (интервью)
06.06.2017«Эпохи в танцах»
23.06.2017Фортепианный цикл “Времена года” П.И. Чайковского.
Петр Ильич Чайковского – великий русский композитор, дирижер и педагог родился 7 мая 1840 года. В 2015 году во всем мире будут отмечать 175-летие со дня рождения композитора.
Чайковский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Цикл фортепианных пьес П.И.Чайковского “Времена года” одно из популярнейших произведений русской классики. Его любят широкие круги слушателей, много играют. Как учащиеся, так и концертирующие пианисты.
«Времена года» были написаны Чайковским по заказу. Осенью 1875 года к композитору обратился известный петербургский издатель Н. М. Бернард[1] с предложением написать для журнала цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг. Приглашение к сотрудничеству не было для Чайковского неожиданным – еще раньше, с 1873 года, композитор писал для этого журнала, и несколько его романсов было опубликовано. Письмо издателя с предложением написать фортепианный цикл не сохранилось, но ответ композитора известен (письмо Н. М. Бернарду от 24 ноября 1875 года): «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю».
Уже в декабрьском (1875) номере журнала появился анонс будущего фортепианного цикла: «Знаменитый композитор П. И. Чайковский обещал редакции «Нувеллиста» свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций (…), характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из них появится в журнале».
Когда дело дошло до публикации, Н. Бернард предложил еще одно «усовершенствование» проекта: снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. И против этой идеи Чайковский не возражал. Более того, эти стихотворные «ключики» к каждой пьесе, хорошо подходят ко многим другим произведениям композитора, а порой и те – другие – на редкость точно совпадают по настроению с пьесами из этого цикла. Сейчас трудно сказать, была ли идея включения в цикл стихотворных эпиграфов совпадением или более ранний опыт – мы имеем в виду «Времена года» А. Вивальди, в которых к каждому из четырех концертов предпослан мадригал, представляющий собой программу концерта – служил отчетливым примером для Чайковского, но факт остается фактом: в обоих случаях поэтическая идея органично соединилась с музыкальным выражением.
Музыка цикла состоит из лирических и жанровых образов, на создание которых Чайковского вдохновляла русская природа и русские обычаи. В этих произведениях запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербуржских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Он писал: ”Я еще не встречал человека более меня влюбленного в матушку Русь, я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи”.
Каждая пьеса этого цикла содержит настроение или сюжет, связанный с одним из месяцев года в России. Музыка номеров цикла, связанных с весенними месяцами, а также “Осенняя песня” наполнены тонкими душевными переживаниями, созвучными данному периоду года. в других пьесах композитор погружается в настроения, связанные с русским бытом, обычаями (“Святки”, “У камелька”). “Песня косаря”, ”Жатва” – это музыкальные картинки, рисующие трудовые будни русского человека, передающие эмоциональное состояние, связанное с трудовым процессом.
Пьеса “Охота” зримо воссоздает панораму любимого развлечения русских помещиков, а “Масленица” – сценка народного праздничного гулянья.
Свое название – «Времена года» – этот цикл пьес получил уже после первой публикации каждой пьесы в номере журнала за соответствующий месяц, тогда, когда Н. Бернард решил опубликовать весь сборник целиком. Строго говоря, название «Времена года» в данном случае не совсем точное, поскольку временами года являются весна, лето, осень и зима. Именно так называются четыре концерта знаменитого одноименного цикла скрипичных концертов Антонио Вивальди; так же называет четыре части своей оратории «Времена года» Йозеф Гайдн. Как бы то ни было, Чайковский по-своему нарисовал годичный круг состояния природы и чувств человека.
«Времена года» Чайковского стали необычайно популярны, особенно «Июнь» («Баркарола») и «Октябрь» («Осенняя песня»[10]) – эти пьесы известны во множестве транскрипций и обработок для скрипки, виолончели, гитары, мандолины, оркестра. По прошествии же времени можно констатировать неувядаемость этого музыкального шедевра.
Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<…> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано.