Международный конкурс «Новый сказ» им. П.Бажова
28.09.2019Марина Линник – мастер исторических романов. На страницах своих книг она умеет воссоздавать атмосферу давно минувших дней. Автор умело демонстрирует свои способности в каждой из книг, написанных ею, и неважно, о каком времени идет речь – об Англии Генриха VIII или о Париже и России начала XX столетия, как в последнем романе «Хочу вспомнить все».
Эта книга – десятая по счету в богатой творческой биографии Марины Линник. В ней есть все те достоинства, за которые читатели уже успели полюбить авторскую манеру ее письма. Она ловко выстраивает в тексте интригу. Книга начинается как хороший детектив: в счастливом Париже, уже забывшем о Первой мировой войне, в уютном кафе происходит убийство – застреленной обнаружена Екатерина Тюренн, жена знаменитого и влиятельного графа Ренарда Тюренна. Комиссар Арно Вилар берется за расследование этого дела, и первым в списке подозреваемых числится муж жертвы. Причиной убийства могла стать банальная ревность. В ходе следствия обнаруживается дневник Екатерины, в котором она рассказывает о своей жизни.
На самом деле Екатерина Тюренн – эмигрантка из России. Принадлежность к высшему сословию вынудила ее покинуть страну после Октябрьской революции. На родине ее ждала неминуемая гибель – первого мужа Екатерины зверски убили сторонники большевистского строя. В дневнике она описывает свои злоключения, страдания и скитания по свету – Константинополю, Берлину, Парижу. Однако даже во Франции прошлое ее не отпускает: снова выйдя замуж, из-за случайной встречи с представителями молодого Советского государства она вспоминает былые муки и решает отомстить обидчикам. Екатерина выстраивает грандиозный план мести всем, кто замешан в убийстве первого мужа, и начинает претворять его в жизнь. Чтобы не спойлерить, мы не станем рассказывать, во что выльется вся затея – скажем только, что читать об этом будет уж точно нескучно.
Рассказывая свою историю, Линник то и дело вплетает в повествование различные авторские отступления о политике и истории, создавая с их помощью необходимый исторический фон. «Уезжали не одни лишь аристократы и буржуазия. Оставляла родину и та интеллигенция, благодаря которой к власти пришел неграмотный, невежественный народ, возглавляемый большевицкими лидерами, теми самыми, что остались не у дел во время мирной Февральской революции, ибо на тот момент находились в ссылке или в тюрьмах. Но они стремились к власти всеми силами, шли по головам доверчивых либералов, беззастенчиво обещая народу любые земные блага, призывая к демократии и свободе».
Как и всегда, Линник со знанием дела создает желаемую – слегка манерную – атмосферу. Ее герои непременно вставляют в речь обороты на французском, ходят на выставки Шагала, читают книги Хосе Ортеги-и-Гассета и обращаются друг к другу на старый лад – матушка, тетушка, papa. Пожалуй, в ином случае это можно было бы назвать недостатком, однако роман Линник от подобной утрированной стилизации, кажется, только выигрывает.