Грамота
03.10.2024 Вчера (12 октября сего года) посетил осенний салон Марины Линник.
Салоны Марины, уже много лет, традиционно проходят в музыкально-театральной гостиной Дома Гоголя, что на Никитском бульваре.
Салоны у Марины всегда тематические.
Это осенний сезон был посвящен Древнему Египту, а точнее перевороту Аменхотепа IV — Эхнатона.
По выражению крупнейшего советского и мирового египтолога Ю. Я. Перепелкина, переворот Аменхотепа IV (Эхнатона) является «самым необыкновенным событием египетской древности», событием, затронувшим «едва ли не все стороны тогдашней египетской действительности: общество, государство» быт, верования, искусство, письменность, язык».
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг. до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов». Но уже в некоторых текстах времен Аменхотепа III, отца Эхнатона, встречается слово «Атон», обозначающее «Солнечный Диск».
Новый повелитель Египта, Аменхотеп IV, еще в Фивах стал заметно отходить от традиций культа Амона. Это проявляется в искусстве: в изображениях исчезает символика Амона-Ра и других древних богов и появляется новый образ – Солнечный Диск, лучи которого оканчиваются кистями человеческих рук с символами жизни и власти. Официальная традиционная неподвижность, отрешенность в изображениях царя и его семьи сменяются динамичностью, натурализмом, приобщенностью к земной жизни.
На шестом году своего правления Аменхотеп IV переносит свою резиденцию в новую, только что построенную им столицу Ахетатон (современная Эль-Амарна), к северу от Фив, на восточном берегу Нила, где ничто не напоминало новому фараону ни бога Амона, ни его богатого и надменного жречества. Здесь все было пронизано культом нового бога – Атона. Ему был воздвигнут грандиозный храм.
Вокруг фараона появилась новая бюрократия и новое жречество, жречество бога Атона. Фивы пришли в запустение.Царь, носивший теофорное имя Аменхотеп («Амон доволен»), сменил его на Эхнатон («угодный Атону»). Вполне понятно, что такая акция вызвала сопротивление фиванского жречества и положила начало его ожесточенной борьбе с Аменхотепом IV. Обе борющиеся стороны были очень сильны, но все же перевес был на стороне царя. Аменхотеп IV был не благодушным мечтателем, это был грозный властитель, и страшны были расправы, которые он чинил над ослушниками своей воли.
Официальный монотеизм, введенный Аменхотепом IV, ненадолго пережил своего творца и организатора. При втором преемнике Аменхотепа IV, фараоне Тутанхатоне (Тутанхамоне), вступившим на престол в 1347 г. до н.э. и умершим уже в 1339 г. до н.э. (трехлетний промежуток между смертью Эхнатона и вступлением на престол Тутанхатона заполнен правлением Сменхкара), произошла реставрация культа Амона, прочих богов и вообще всех древних традиций. Жречество и знать ликвидировали в правление Тутанхатона, сменившего свое имя на Тутанхамон, все нововведения Эхнатона.
Религиозный переворот Аменхотепа IV был, в сущности, чисто мировоззренческим, он не имел глубоких социальных корней.
На фоне исторических событий, мы видим и личную историю Эхнатона, его запутанные отношения с женщинами.
История любви египетской царицы Нефертити и фараона Аменхотепа, которой более трех тысячелетий, жива в памяти потомков и поныне. И она, как всякая любовь, была преисполнена безудержной страсти и трепетности. Были в ней также и любовный треугольник, и хладнокровное предательство, и сладкая месть.
Аменхотеп отказался от многочисленных жен и возвеличил единственную и неповторимую, объявив ее «великой царской женой».
Одно омрачало счастливый союз Эхнатона и Нефертити — супруга, исправно рождая фараону детей, произвела на свет шестеро дочерей, но никак не могла подарить фараону наследника престола.
После смерти матери правителя и троих его дочерей, Эхнатон охладел к Нефертити. Правителю необходим был буквально начал бредить сыном, которого не смогла родить ему жена. Эхнатон отвернулся от Нефертити и вернулся в гарем. Среди наложниц гарема победу одержала Кийя – девушка царского рода. Она в скором времени наконец-то родила Эхнатону долгожданного сына,. Однако объявить Кийю «великой женой» при живой Нефертити, он не посмел. Но и тут хитроумный фараон придумал выход, он даровал новой любимой титул «младшего фараона», возвел ее на трон и надел на ее голову венец высшей власти – тиару с изображением священной змеи.
Вот этим увлекательным событиям и был посвящён салон Маины Линник.
Одновременно прошла и презентация нового романа Марины «Обет молчания».
Из аннотации к роману:
Из глубины веков тянется история общества, строго охраняющего тайну, начало которой уходит в Древний Египет, в эпоху XVIII-й династии. Какие интриги переполняли двор самого непонятого фараона-реформатора Эхнатона и его жен-соперниц Нефертити и Кийа? Каким образом глиняные таблички из Амарнского архива могли повлиять на жизнь молодой парижанки, археолога Мадлены Дюваль, занимающейся исследованием Помпей? Почему «черные копатели», желающие раскрыть тайну Эхнатона, совершают преступления, не гнушаясь ничем?
В поисках ответа на эти вопросы читатель пройдет по страницам романа, где воедино переплетены тайны Древнего мира, современная жестокость и авантюрные приключения.
И традиционно салон был не только великолепен, но и с сюрпризом..
Коллектив по управлением Анны Тончева исполнил фрагменты свой музыкальной программы «Древний Египет, Музыка фараонов».
Состав:
Анна Тончева (автор и ведущая; лира, систры, дуговая арфа, лиры барбитос, персидский тар, саз, тростниковая флейта)
Кирилл Россолимо (ударные)
Сергей Кузнецов (дарбукка)
Андриана Садковская (танец)
Елизавета Светозарова (вокал)
Борис Штейнберг (уд)
Танец Адрианы Садковской был изумителен и велик.
Хорошо был и вокал её коллеги.
И вишенкой вечера стал музыкальный опус Михала Линника. Сам написал, сам сыграл.
Тут слова у меня иссякают, и идет один восторг в адрес замыслитиля, сценариста, режиссера, ведущего исполнителя и хозяйки салона Марины Линник.
Bravo, bravissimo!!!